Константин Анатольевич, 25 лет назад появился небюджетный нотариат и была учреждена Федеральная нотариальная палата. Какие самые значимые достижения нотариата произошли за эти годы, с каким настроением Вы отметили этот юбилей?
Действительно, 2018-й – юбилейный для российского нотариата год. 25 лет назад, в феврале 1993 г., был принят главный закон, который по сей день регламентирует деятельность нотариусов в России – Основы законодательства РФ о нотариате. Именно с этой даты началось формирование института небюджетного нотариата, чего, собственно, и требовали новые экономические и социальные реалии, зарождающиеся в постсоветской России.
Поэтому ключевым достижением последних 25 лет существования нотариата в нашей стране можно назвать окончательный переход от архаичной формы государственного нотариата на эффективную небюджетную модель функционирования. Это выразилось и в изменениях структуры института, и в совершенствовании организации нотариальной деятельности в стране, и в повышении стандартов квалификации и ответственности нотариусов. Нотариусы стали работать на принципах самофинансирования, то есть без каких-либо дотаций со стороны государства. Возвращение к модели латинского нотариата позволило выйти на совершенно новый уровень по качеству оказания услуг населению. А уже на современном этапе в работу нотариусов были успешно внедрены электронные технологии. Так называемый «электронный нотариат» стал приоритетным направлением развития нашего института, которое для многих перевернуло представление о работе нотариуса, превратило нотариат в передовой правовой институт с огромным потенциалом в условиях цифровой экономики.
Люди стали ходить к нотариусу, не только потому что «надо», а потому что его услуги удобны, доступны и позволяют решить целый спектр правовых вопросов. Немаловажную роль в росте числа обращений к нотариусу, особенно для таких серьезных и комплексных нотариальных действий, как удостоверение сделок с недвижимостью, сыграло укрепление нормы о полной имущественной ответственности нотариуса за результат своей работы. Это тот редкий случай, когда профессиональный участник оборота отвечает за собственные ошибки реальными деньгами, причем в полном объеме.
Следствием динамичного развития нотариата стало заслуженное доверие законодателя. В последние несколько лет нотариусы получили весомый багаж новых полномочий, взяли на себя ответственность по решению большого числа вопросов защиты прав граждан и интересов собственников в обороте недвижимости, в корпоративной сфере, в обеспечении исполнения финансовых обязательств и ряде других областей.
Сколько сегодня в России государственных нотариусов и планируется ли вообще отказаться от них в обозримом будущем?
На сегодняшний день эффективная модель небюджетного нотариата практически полностью естественным путем заместила государственный нотариат. Сегодня в Российской Федерации действует почти 8 тыс. частнопрактикующих нотариусов и всего 3 государственных. То есть по факту практически 100% всех нотариальных услуг в стране предоставляется частнопрактикующими нотариусами.
Именно небюджетная основа позволила предоставить населению нотариальные услуги в наиболее комфортном формате: без очередей, с максимальным уровнем удобства и скорости обслуживания, с применением современных электронных технологий. Кроме того, сформировалась система имущественной ответственности и страхования профессиональной деятельности частнопрактикующих нотариусов. Свое развитие получила электронная инфраструктура нотариата. То есть тенденции очевидны.
Выполняя возложенные на него государственные функции, нотариат успешно защищает права граждан и юридических лиц. Возможно ли еще большее расширение полномочий нотариусов?
Российский нотариат обладает необходимым потенциалом для дальнейшего расширения полномочий в интересах стабильности гражданского оборота. У нас достаточно высококвалифицированных кадров, которые работают в строгом соответствии с нормативами действующей правовой базы. Используемые в работе нотариуса цифровые технологии позволяют повысить комфорт и скорость оказания нотариальных услуг при еще большей защищенности участников гражданского оборота. Большой потенциал для новых компетенций открывается благодаря все более широкому распространению юридически значимых документов в электронной форме. Если законодателем будет принято решение о дальнейшем расширении полномочий нотариусов – мы будем готовы взять на себя новые обязанности и освоить их правоприменение в кратчайшие сроки.
Что только не предлагали возложить на нотариусов: от выдачи загранпаспортов до оформления браков. Это реально?
Если взять тот же пример с заключением браков в нотариальных конторах, то такая практика распространена в ряде европейских стран, например в Испании. При этом нотариусы там не подменяют собой ЗАГСы. Нотариус как уполномоченное государством лицо может провести все необходимые для оформления брака процедуры, обеспечить выездную регистрацию брака. Но выбор, где и как именно зарегистрировать брак, остается за гражданами.
Кстати, напомню, что согласно закону российские нотариусы будут иметь доступ к Единому реестру ЗАГС, как только система будет запущена в эксплуатацию. То есть у каждого нотариуса под рукой будет вся необходимая информация, касающаяся гражданского состояния заявителей.
Кроме того, имея необходимый багаж юридических знаний, нотариус может не только исполнить все формальности по заключению брака, но и разъяснить молодоженам особенности имущественных отношений супругов, варианты их регулирования. Таким образом, если законодатель примет соответствующее решение, нотариат готов к исполнению такого рода полномочий.
Как Вы относитесь к предложениям сделать все сделки с недвижимостью подлежащими обязательному нотариальному удостоверению?
Недвижимость – это традиционная для стран континентальной правовой системы сфера компетенции нотариата. И практически всю историю России вплоть до 1998 г. все сделки с недвижимостью подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Однако впоследствии нотариальная форма перестала быть обязательной, и распространение получила простая письменная форма для сделок с недвижимостью. Этот шаг, предпринятый в целях упрощения и ускорения оборота, в итоге привел к серьезным проблемам, выразившимся в нарушении прав собственников, прежде всего – социально незащищенных граждан. Возросло число преступлений на рынке недвижимости, судебных споров. Заключенные в простой письменной форме сделки впоследствии часто оспаривались, отменялись записи в государственном реестре.
В последние годы законодатель идет по пути постепенного возвращения нотариуса в оборот недвижимости, так как именно нотариальная форма значительно повышает уровень защиты прав собственника, достоверность данных государственных реестров. Первыми шагами стали значительное повышение привлекательности нотариальной формы сделок, снижение тарифов, создание новых комфортных сервисов, позволивших нотариусу работать в режиме «одного окна», что заметно повысило количество обращений в нотариальные конторы. Следующим шагом стало обязательное нотариальное удостоверение любых видов сделок по отчуждению долей в недвижимости, сделок с участием несовершеннолетних и недееспособных лиц. Решение было принято, прежде всего, с целью борьбы с острой проблемой «квартирного рейдерства». Буквально на днях президент подписал закон об обязательном участии нотариуса в ходе оформления договора ипотеки долей в недвижимом имуществе. Таким образом, еще один сегмент рынка будет защищен от мошенничества.
Правильность выбора именно нотариальной формы сделки как способа сделать рынок недвижимости стабильным, безопасным и прозрачным для его добросовестных участников подтверждается, прежде всего, практикой и статистикой. Сегодня мы видим, как оборот долей возвращается в правовое русло, когда учитываются интересы всех сособственников долевой квартиры или дома, когда соблюдается право преимущественной покупки.
Есть масса примеров и из зарубежной практики. В большинстве стран континентальной правовой системы нотариальная форма обязательна для всех видов сделок по отчуждению недвижимости. Как результат – их рынок недвижимости по праву считается развитым, цивилизованным. Уровень мошенничества в этой сфере сводится к нулю.
Поэтому есть все основания говорить об эффективности правового регулирования оборота недвижимости с помощью нотариуса.
В последние годы увеличилось не только число нотариальных действий, нотариусы получили доступ к электронным сервисам, стали вести публичные реестры. Но всегда ли успешно работают компьютерные системы, насколько оперативно государственные органы и другие партнеры отвечают на запросы нотариусов?
Активное использование цифровых технологий в российском нотариате продолжается уже более четырех лет. При этом, безусловно, один из приоритетов в развитии этого направления – безопасность. В Единой информационной системе нотариата находятся важные сведения, на их основе создаются принципиально значимые для человека документы, от сохранности которых зависит правовая безопасность гражданина, защита его имущества и финансов. Нотариальная тайна охраняется законом, и все вводимые нами цифровые сервисы в полной мере отвечают этому принципу.
Статус участника системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которым уже несколько лет обладает нотариат, подразумевает строгое соблюдение, в том числе, требований других участников системы. Работа со сторонними ведомствами идет в соответствии с существующими регламентами. Нотариусы получают необходимые сведения и оперативно направляют готовые документы. Все сведения зашифрованы, доступ к системе можно получить только после прохождения нескольких этапов аутентификации.
В качестве примера слаженного и эффективного взаимодействия нотариата и других участников СМЭВ можно привести наше сотрудничество с Федеральной налоговой службой, которое в итоге позволяет предложить предпринимателям удобный сервис, а государству – четко работающую систему, гарантирующую достоверность данных государственных реестров.
Как известно, нотариат успешно осуществляет электронное взаимодействие с налоговыми органами и Росреестром. А как обстоит дело с банками, насколько отлажена работа реестра залогов движимого имущества?
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества начал работу с самого момента запуска ЕИС. За четыре года эксплуатации реестр показал себя как эффективный инструмент регулирования залоговых отношений. Сегодня в нем содержится почти 5,5 млн записей о залогах движимого имущества. За год число запросов на проверку сведений реестра достигает отметки в несколько десятков миллионов.
Своевременное направление сведений о залоге в нотариальный реестр выгодно и самим банкам. Именно запись в реестре является подтверждением факта залога, что помогает защитить права залогодержателя в случае, если, к примеру, кредит за автомобиль так и не выплатили.
При этом учитываются и интересы добросовестного залогодателя. Если должник выполнил все обязательства и обременение с имущества снято, банк должен направить соответствующую информацию нотариусу. На эту процедуру у кредитной организации по закону есть три рабочих дня с момента прекращения залога. Никаких технических препятствий для соблюдения такого срока нет. В распоряжении залогодержателя есть сразу несколько вариантов направления уведомления: кроме представления документов в бумажном виде, можно воспользоваться онлайн-сервисом на портале Федеральной нотариальной палаты или, при единовременном направлении целого пакета сведений, выбрать созданный для таких случаев нотариальный веб-сервис на защищенном канале связи. Если банк не спешит направлять нотариусу сведения об актуальном состоянии залога, залогодатель может обратиться в суд. На основании полученного залогодателем судебного решения нотариус вправе убрать объект движимого имущества из реестра. И вся эта система работает четко и слаженно.
Когда вы рассчитываете достичь такого оперативного взаимодействия с Росреестром, чтобы не ждать от них ответов по нескольку дней и регистрировать совершенные сделки в установленный срок?
В этом месяце Росреестр предоставил для нас все необходимые технические условия для использования нового электронного сервиса Единой информационной системы нотариата. Он призван сделать работу нотариусов с информационным ресурсом Росреестра еще более удобной и оперативной. Каждый нотариус теперь может запрашивать выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также направлять сведения в государственный реестр напрямую через ЕИС. Взаимодействие на основе такого передового сервиса станет дополнительной гарантией исполнения установленных законом сроков регистрации права по нотариально удостоверенной сделке – в течение одного рабочего дня.
Уверен, что наше электронное взаимодействие с Росреестром будет и далее развиваться, чтобы в полной мере отвечать потребностям граждан.
Как часто сделки передаются нотариусами на регистрацию в электронном виде, насколько эта услуга востребована населением?
Услуга очень удобная и позволяет решить все вопросы с регистрацией в максимально короткий срок – 1 день, поэтому спрос населения на нее растет уверенными темпами. Так, за 2017 г. такой услугой воспользовались более 133 тыс. россиян. Причем если по итогам 2016 г. электронная форма подачи заявки на регистрацию права через нотариуса почти сравнялась по популярности с традиционным «бумажным» вариантом, то в 2017 г. картина изменилась кардинально. Современный цифровой формат предпочли в 2,5 раза больше граждан по сравнению со сторонниками распечатанных документов. Статистика показывает, что за 12 месяцев спрос на электронный вариант этого нотариального действия вырос более чем в двукратном размере.
С принятием нового закона о включении электронной подачи документов на регистрацию права в перечень обязательных действий нотариуса при удостоверении сделки с недвижимостью такая услуга автоматически стала бесплатной для заявителей. Думаю, что вступление в силу этой нормы напрямую отразится уже на росте спроса на нотариальное удостоверение сделок. Выбрав нотариальную форму для договора купли-продажи недвижимости, человек будет получать не только весь набор правовых гарантий, но и бесплатный «бонус» в виде удобной и быстрой регистрации.
Как Вы относитесь к решению Верховного Суда РФ, который поставил под сомнение взимание платы за услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусом?
Думаю, справедливо отметить, что ответ на этот вопрос предоставил недавно принятый Федеральный закон № 338-ФЗ. Ведь чаще всего вставал вопрос о том, какие именно этапы работы нотариуса относятся непосредственно к совершению нотариального действия, а какие – к услугам правового и технического характера. В законе четко прописано, что входит в перечень услуг правового и технического характера. Это и правовой анализ документов или полученных сведений, и правовые консультации, и работа по изготовлению копий, сканов, переводу документов из электронного в печатный вид, и услуга по хранению документов или депонированию имущества… Это широкий перечень действий нотариуса, без которых, по факту, невозможно осуществление непосредственно нотариального действия.
Также важно учесть, что именно плата за услуги правового и технического характера выступает в роли естественного регулятора реальной стоимости услуг нотариуса. Тарифы, установленные законодателем много лет назад, никак не индексировались. Их значения не соответствуют нынешним экономическим реалиям и не позволяют вести нотариальную деятельность на принципах самофинансирования. Тем более – создавать и развивать электронный нотариат, обеспечивать систему гарантий полной имущественной ответственности нотариуса, реализовывать программу поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях, а также осуществлять другие меры по развитию нотариальной деятельности.
В силу закона Федеральная нотариальная палата регулирует размеры стоимости услуг правового и технического характера, устанавливая каждый год предельные значения таких тарифов для каждого региона в отдельности. При определении этих значений учитывается весь комплекс социально-экономических показателей субъекта РФ. Конечные размеры тарифов определяет уже нотариальная палата региона, строго соблюдая правило о невозможности превышения пределов, установленных ФНП. Стоимость УПТХ у всех нотариусов в рамках одного субъекта РФ – одинакова.
Как развиваются отношения нотариата с адвокатурой, насколько эффективно выполняется договор о взаимодействии ФНП и ФПА от 17 октября 2014 г.?
ФНП вот уже много лет работает в тесном взаимодействии с коллегами из адвокатуры. Являясь коллегами по юридическому цеху, нам всегда есть что обсудить, обменяться экспертными мнениями. У адвокатов и нотариусов общая цель – обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, предоставить населению квалифицированную юридическую помощь, разъяснить порой сложные для понимания граждан нормы закона.
Считаю, что усилиями обеих сторон мы эффективно сотрудничали все эти годы и продолжаем продуктивное взаимодействие в самом позитивном ключе.